Алексей

Износ транспортного средства при конструктивной гибели ТС по договору КАСКО

0
1290

В предыдущей статье цикла рассматривались особенности расчета страхового возмещения при конструктивной гибели ТС по договору КАСКО. Одним из факторов, влияющих на размер выплачиваемого страхового возмещения является установление в правилах страхования условия о страховой выплате при конструктивной гибели ТС с учетом износа. Также в одной из предыдущих статей была описана природа износа транспортного средства и именно она долгое время позволяла формировать подобные условия страхования.

Точка зрения страховщика на износ транспортного средства при конструктивной гибели ТС по договору КАСКО

Страховщики, аргументируя свою точку зрения, указывают, что в соответствии с законом размер выплачиваемого по договору страхования имущества возмещения не может превышать действительную стоимость страхуемого имущества. Поскольку стоимость транспортного средства является величиной динамической и имеет тенденцию к снижению в ходе эксплуатации транспортного средства ввиду банального изнашивания узлов и агрегатов ТС, то и общая стоимость транспортного средства на момент наступления страхового случая будет ниже, чем при заключении договора страхования. Данная позиция представляется логичной. Действительно, если, например, сравнить стоимость транспортного средства только-только приобретенного в салоне и его же стоимость после 10 месяцев активной эксплуатации, разница будет ощутимой. Так почему же, спрашивается, страховщик не должен учитывать этот фактор при урегулировании убытка при конструктивной гибели ТС по договору КАСКО? Не будет ли страхователю банально экономически выгоднее разбить авто до состояния конструктивной гибели в последний месяц действия договора страхования и получить полную страховую сумму (в подавляющем большинстве случаев она равна действительной стоимости ТС на момент заключения договора страхования, за исключением случаев неполного страхования) по договору, которая будет однозначно выше той суммы денежных средств, которую мог бы получить при продаже авто в последний месяц действия договора? А это, как известно, противоречит принципам страхования, а именно вероятности и случайности наступления страхового случая. Как известно, умысел при описанной ситуации будет трудно доказуем, так что страховая выплата без учета износа при конструктивной гибели ТС будет попросту провоцировать страхователей на неправомерные действия, а страховщик фактически не будет защищен от подобных ситуаций.

Точка зрения Верховного суда на износ транспортного средства при конструктивной гибели ТС по договору КАСКО

И все бы ничего, но есть и одно маленькое "но" - Верховный суд РФ придерживается другой точки зрения. "Что написано пером, то не вырубишь топором" говорится в известной пословице. Указанное полностью отражает сложившуюся ныне судебную практику. Верховный суд в разъяснениях указал, что сторонам в рамках урегулирования убытка при конструктивной гибели ТС следует исходить из предусмотренной договором страхования страховой суммы, а расчет страхового возмещения при конструктивной гибели транспортного средства с учетом износа ТС он воспринял как незаконное ее понижение. Таким образом, уважаемые читатели, если Вам рассчитали страховое возмещение при конструктивной гибели ТС с учетом износа транспортного средства (пусть даже это предусмотрено правилами страхования), можете смело обращаться в суд для защиты нарушенного права.

В заключение хочется отметить, что страховщиками в настоящее время разработана правовая конструкция, позволяющая избежать негативных судебных решений в описанной ситуации. Однако об этом в следующей статье цикла. Речь в ней пойдет о динамической франшизе.

Комментарии (0)
0