bez_kupur

Страховое мошенничество, сходящее на нет

0
1018

В этом посте продолжим рассматривать случаи и ситуации страхового мошенничества. С той лишь разницей, что описываемый ниже случай почти изжил себя (отсюда и такое название поста), причины чему мы также рассмотрим немного ниже.

Введение в далеком 2003 году системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) породило и новые возможности для не совсем честных граждан нашей большой и необъятной страны. Причем речь идет как о владельцах страховых полисов ОСАГО, так и об их визави, то бишь о «потерпевших» в ДТП. Более того, речь идет о них двоих одновременно.

Так в чем же суть и почему потерпевшего мы заключили в кавычки?

Предпосылки для появления мыслей о страховом мошенничестве

Ни для кого не секрет, что далеко не все владельцы транспортных средств приобретают полисы страхования КАСКО, не обладая при этом большой аккуратностью при езде. Извечным русским вопросом «Что делать?», давно воспетым классиком, они задаются тогда, когда осознают, что вот эта небольшая вмятинка на заднем крыле, появившаяся после моей неудачной парковки во дворе, ну очень не красит мою машину. Выход? Ну как же, выход прост – надо найти друга, товарища, брата, свата, соседа с полисом ОСАГО, договориться с ним и создать видимость случившегося ДТП, в котором якобы виноват этот самый друг, товарищ или сосед. А то, что на ТС владельца полиса ОСАГО нет повреждений…так что ж, такое бывает при мелких и незначительных повреждениях (достаточно бывает просто изобразить потертость по слою пыли или грязи, например).

Затем остается получить компенсацию страхового убытка в страховой компании, выписавшей полис ОСАГО соседа, и поделиться частью полученной суммы с владельцем полиса. И неважно, что страховая выплата в рамках возмещения по системе ОСАГО будет осуществлена с учетом износа транспортного средства, починиться всегда можно у знакомого местного Кулибина в близлежащем гараже по дешевке.

А что же дальше?

Дальше наш «потерпевший» ремонтирует свою машину и продолжает ездить счастливый и довольный до следующего коллапса в своих навыках вождения. А вот владелец полиса ОСАГО, который «помог», при пролонгации своего договора со страховой компанией получал повышающий коэффициент (коэффициент бонус-малус) к страховому тарифу, ибо таковы правила страхования – не смог проездить безубыточно годик, получай «наказание».

Но до недавнего времени этой кары удавалось легко избегать, т.к. достаточно было прийти в другую страховую компанию, показать свой старый страховой полис, заявить, что страховых убытков не было в период действия этого полиса и получить понижающий коэффициент бонус-малус, что также предусмотрено правилами страхования ОСАГО. Объяснялось все тем, что у страховщиков не было единой базы по страховым убыткам, соответственно, и провести качественную проверку заявления страхователя об отсутствии страховых случаев не было.

Что же изменилось?

Похвальный шаг в искоренении описанной выше практики сделал РСА (Российский Союз Автостраховщиков), который стал неким агрегатором информации о страхователях, договорах страхования, страховых убытках. И сейчас каждая страховая компания, являющаяся членом данной организации, при заключении договора ОСАГО обязана осуществлять сверку с базой данных РСА на предмет проверки данных, предоставляемых страхователем, и выяснения какой же именно коэффициент бонус-малус должен быть применен.

Шаг-то похвальный, но вот качественным его назвать пока сложно, т.к. ответы, получаемые от РСА, зачастую противоречат реальному положению дел. Все объясняется тем, что единая база формируется на основании информации, предоставляемой самими страховыми компаниями. И тут уже включается субъективный фактор и реализуется операционный риск, ведь действия по передаче данных осуществляют люди, которым свойственно ошибаться, к сожалению. Вот и возникает бесчисленное множество разъяснений и методических рекомендаций от РСА для страховщиков. Но это уже отдельная история.

Возвращаясь и резюмируя нашу историю, я бы отметил следующее:

уважаемые владельцы полисов ОСАГО, не идите на поводу у людей, которые склоняют Вас к противоправным действиям, как бы близки они вам ни были (люди, разумеется). Это не со 100%-ной вероятностью, но все же может обернуться против Вас в дальнейшем. Ведь как бы ни была несовершенна база РСА, именно по Вам вашим страховщиком могут быть переданы правильные данные, алгоритмы самой базы будут совершенствоваться, и тогда даже переход в другую страховую компанию не поможет и получение ранее определенной суммы денег от вашего знакомого «затейника» не спасет. Именно поэтому в заголовке поста и было отмечено, что это тип страхового мошенничества, изживающий себя. Во всяком случае, я надеюсь, что он постепенно будет сходить на нет.

Комментарии (0)
0