bez_kupur

Динамика развития внутреннего аудита страховой компании

0
618

Немного ранее мы выяснили, что внутренний аудит является составной частью внутреннего контроля страховой компании. Обязательность наличия внутреннего аудита в страховой компании была закреплена весьма недавно - в январе 2014 года. Ранее, создание подразделений внутреннего аудита у страховщиков зависело исключительно от пожеланий менеджмента и/или собственников бизнеса.

Также отличался и функционал внутреннего аудитора в страховой компании "тогда" и "сейчас". Я не хочу сказать, что функционал изменился именно после января 2014 года. Нет. Я хочу сказать, что внутренний аудит в целом и в страховой компании в частности, существует в некой динамике. Т.е. между номинальными "тогда" и "сейчас" есть размытая граница, которую некоторые страховщики не перешли до сих пор, и живут, если можно так сказать, в прошлом дне.

Внутренний аудит в страховой компании "тогда"

Наверняка если не все, то многие помнят гоголевское "К нам приехал ревизор..." и следующую далее немую сцену. Если вкратце, то сам термин "ревизия" подразумевает под собой проверку: финансово-хозяйственной деятельности; отчетности; законности, правильности, обоснованности совершаемых операций и действий.

Как раз таки именно ревизорские функции и выполнял внутренний аудит в страховой компании "тогда". Тогдашние подразделения внутреннего аудита даже назывались Контрольно-ревизионными управлениями (КРУ) или отделами (управлениями, службами) внутреннего контроля, т.е. слова "аудит" не было даже в их наименовании. Внутренний аудитор страховой компании должен был:

   - собственно проверить отчетность, первичную документацию, договоры, понять суть совершаемых операций...;

   - выявить нарушения, сделать суждение о целесообразности, обоснованности...;

   - дать рекомендации по исправлению выявленных нарушений;

   - проконтролировать дальнейшее исполнение выданных рекомендаций.


Внутренний аудит в страховой компании "сейчас"

Внутренний аудитор страховой компании "сейчас" решает ровно те же самые задачи, которые были озвучены выше (!!!)... С той лишь разницей, что в перечень его задач вклинилась всего-то еще одна: выяснить причину и риск. Дабы все было более наглядно, я продублирую, написанное ранее и укажу место, где должна "выясняться причина и риск", о которой далее еще поговорим подробней:

  - собственно проверить отчетность, первичную документацию, договоры, понять суть совершаемых операций...;

   - выявить нарушения, сделать суждение о целесообразности, обоснованности...;

   - ВЫЯСНИТЬ ПРИЧИНУ И РИСК;

   - дать рекомендации по исправлению выявленных нарушений;

   - проконтролировать дальнейшее исполнение выданных рекомендаций.

Казалось бы, что добавился всего один пункт. Мелочь, не правда ли?. Но эта мелочь изменила понятие, подход к внутреннему аудиту. В конце-концов, следом за ней появился и такой термин как "риск-ориентрованный аудит". А главное, значимость работы внутреннего аудитора страховой компании увеличилась в разы.

Так чем отличается риск-ориентированный аудит от контрольно-ревизионной деятельности?




Комментарии (0)
0